Корзина
36 отзывов
+7 (911) 917-51-71
+78129849776
+79111486622
Вступление в сро, строителей, проектировщиков, изыскателей, повышение квалификации, обучение, курсы
  • Группа компаний ООО «ПМЭ»
  • Статьи
  • Основные положения Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Основные положения Федерального закона от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.11.2011 № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), предусматривает значительные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс). Наиболее существенными из них являются:

- введение понятия «технический заказчик»;

- уточнение критериев отнесения объектов капитального строительства к категории особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

- установление норм, регулирующих отношения в области проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации;

- установление норм, регулирующих отношения в области эксплуатации зданий, сооружений, введение единых требований к эксплуатации зданий и сооружений, установление обязанностей лица, ответственного за эксплуатацию зданий, сооружений;

- изменение системы ответственности за возмещение вреда, предусматривающего введение ответственности собственника здания, сооружения, концессионера, застройщика, технического заказчика за возмещение вреда и выплату компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства;

1. Технический заказчик

Статья 1 Кодекса дополнена пунктом 22, содержащим понятие «технический заказчик». Ранее в Кодексе применялось понятие «заказчик», его определение было нечетким, содержалось в части 3 статьи 47 Кодекса, что вызывало трудности при определении правового положения заказчика применительно к законодательству о градостроительной деятельности, а также его отличие от понятия «заказчик», содержащегося в гражданском законодательстве.

В соответствии с пунктом 22 Закона технический заказчик обладает следующими основными признаками:

- является физическим лицом, действующим на профессиональной основе, или юридическим лицом;

- уполномочивается застройщиком;

- заключает договоры от имени застройщика.

Технический заказчик осуществляет следующие функции:

- заключает договоры от имени застройщика о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

- подготавливает задание на выполнение работ;

- представляет лицам, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства материалы и документы, необходимые для выполнения работ;

- утверждает проектную документацию;

- подписывает документы, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию;

- осуществляет иные функции, предусмотренные Кодексом

Функции технического заказчика могут осуществляться застройщиком самостоятельно

2. Перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов

В целях оптимизации перечня особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, Закон вносит следующие изменения в статью 48.1 Кодекса:

1) из перечня опасных производственных объектов исключены канатные дороги и фуникулеры;

2) увеличен размер заглубления подземной части объектов с 10 до 15 метров для отнесения их к уникальным объектам.

3. Негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий и негосударственная экспертиза проектной документации

Закон вводит нормы, устанавливающие, что институт негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и экспертизы проектной документации применяется наряду с государственной экспертизой на альтернативной основе. Альтернативность форм экспертизы заключается в том, что застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет результаты инженерных изысканий и проектную документацию на государственную экспертизу или на негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Кодекса предусмотрено обязательное проведение государственной экспертизы. Частью 3.4 статьи 49 устанавливается, что государственная экспертиза должна проводиться в отношении:

- проектной документации и результатов инженерных изысканий всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Кодекса, строительство, реконструкция которых проводится за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- проектной документации и результатов инженерных изысканий автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- проектной документации и результатов инженерных изысканий работ по сохранению объектов культурного наследия регионального и местного значения в случае, если при проведении работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

- проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий;

- проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности

Перечень объектов, в отношении которых экспертиза проектной документации (государственная или негосударственная) не проводится, не изменился и содержится в части 2 статьи 49 Кодекса

Экспертиза проектной документации не проводится также в случае, если для строительства и реконструкции не требуется получение разрешения на строительство. В этих случаях не требуется также экспертиза результатов инженерных изысканий (ч. 3.1 статьи 49 Кодекса). Также не требуется экспертиза в отношении типовой проектной документации или модификации такой документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, а также в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования

Законом вводится право застройщика или технического заказчика по собственной инициативе направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную или негосударственную экспертизу даже, если в соответствии с Кодексом проведение экспертизы не требуется (часть 3.3. статьи 49 Кодекса)

Частями 4.3-4.7 статьи 49 вводятся нормы, устанавливающие порядок проведения негосударственной экспертизы. Негосударственную экспертизу могут проводить только юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида

Порядок проведения аккредитации юридических лиц установлен статьей 50 Кодекса. Указанной статьей вводятся минимально необходимые требования, которым должно соответствовать юридическое лицо, претендующее на право проведения негосударственной экспертизы. Порядок аккредитации устанавливается Правительством Российской Федерации. Выдача юридическому лицу свидетельства об аккредитации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Указанный государственный орган ведет государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий. Порядок ведения указанного государственного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации

Одним из требований к юридическому лицу, которое может быть аккредитовано на право проведения негосударственной экспертизы, является наличие по месту основной работы не менее пяти работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) не менее пяти работников, имеющих аттестацию на право подготовки заключений экспертизы результатов инженерных изысканий. Порядок аттестации физических лиц установлен в статье 49.1 Кодекса. Физическое лицо, осуществляющее подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, также должно быть аттестовано в порядке, установленном статьей 49.1 Кодекса

Указанной статьей вводятся требования к физическим лицам, которые могут быть аттестованы на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, такие как, образование, стаж работы и др. Аттестацию физических лиц и выдачу квалификационных аттестатов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 № 40 таким федеральным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации). Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет. Срок действия аттестата может быть продлен по заявлению физического лица. Порядок аттестации, переаттестации устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы негосударственной и устанавливает порядок его ведения

Результаты государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, могут быть обжалованы в течение трех лет со дня утверждения заключения в экспертной комиссии, которая создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Решение такой комиссии является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующую экспертизу, для застройщика, технического заказчика. Решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть также обжаловано в судебном порядке

Правовые нормы, регулирующие отношения в области негосударственной экспертизы вводятся в действие с 01 апреля 2012 года. Закон вводит переходные положения, в соответствии с которыми юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
до 1 апреля 2012 года, имеют право на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к аккредитации юридических лиц в соответствии со статьей 50 Кодекса (в редакции Закона). При этом получение указанными юридическими лицами аккредитации в соответствии со статьей 50 Кодекса не требуется. Физические лица, аттестованные в установленном порядке до 1 апреля 2012 года на право подготовки заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате, до истечения срока действия такого аттестата. При этом прохождение указанными физическими лицами аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49.1 Кодекса (в редакции Закона) не требуется

4. Эксплуатация зданий и сооружений

С 01 января 2013 года в Кодекс вводятся нормы, регулирующие правовые отношения в сфере эксплуатации зданий, сооружений. Устанавливаются единые требования к эксплуатации зданий и сооружений, определяется лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязанности такого лица. Устанавливаются полномочия органов местного самоуправления по проверке соблюдения требований в сфере эксплуатации зданий, сооружений.

В статью 4 Кодекса вводятся такие полномочия органов местного самоуправления, как проведение осмотра зданий и сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения осмотра зданий, сооружений устанавливается представительным органом поселения, городского округа

Основными требованиями к эксплуатации зданий, сооружений в соответствии с вводимой статьей 55.24 Кодекса являются:

- эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением);

- эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться только после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а если разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, то после строительства, реконструкции или после окончания капитального ремонта зданий, сооружений;

- эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

- в целях обеспечения безопасной эксплуатации зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт.

Лицом, ответственным за эксплуатацию здания и сооружения в соответствии со статьей 55.25 Кодекса, является одно из следующих лиц:

- собственник здания, сооружения;

- лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения;

- физическое или юридическое лицо, привлекаемое на основании договора собственником или лицом, которое владеет зданием, сооружением

Обязанностями лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения являются:

- проведение работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений, включая необходимые наблюдения или осмотры. Периодичность и состав таких работ определяются в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;

- ведение журнала эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений;

- извещение органов государственного контроля (надзора) в случае, если в соответствии с федеральными законами осуществляется такой контроль (надзор), органов местного самоуправления, собственника или владельца здания, сооружения о каждом случае возникновения аварийных ситуаций в здании, сооружении

Если иное не установлено федеральным законом, в случае нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации, эксплуатация здания, сооружения может быть приостановлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До 01 января 2013 года собственники зданий, сооружений, за исключением зданий и сооружений, на которые не требуется разработка проектной документации, обеспечивают разработку правил безопасной эксплуатации зданий и сооружений в случае, если в отношении таких зданий, сооружений  отсутствует раздел проектной документации, устанавливающий требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства. Содержание таких правил безопасности определено в части 6 статьи 17 Закона

5. Возмещение вреда

С 01 июля 2013 года существенно изменяется система ответственности за возмещении вреда, предусмотренная статьей 60 Кодекса. Помимо ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, вводится ответственность за вред, причиненный вследствие неправильной эксплуатации зданий и сооружений, которая ранее не имела специального правового регулирования. Вводимая с 01 июля 2013 года система ответственности, установленная в новой редакции статьи 60 Кодекса, содержит следующие основные положения:

1. Возмещению подлежит вред, причиненный личности и имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие:

- разрушения, повреждения объекта капитального строительства;

- нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства;

- нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения.

2. Помимо обязанности по возмещению вреда вводится обязанность по выплате компенсации сверх возмещения вреда:

1) родственникам потерпевшего (родителям, детям, усыновителям, усыновленным), супругу в случае смерти потерпевшего - в сумме три миллиона рублей;

2) потерпевшему в случае причинения тяжкого вреда его здоровью - в сумме два миллиона рублей;

3) потерпевшему в случае причинения средней тяжести вреда его здоровью- в сумме один миллион рублей

3. Возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения осуществляет:

- собственник здания, сооружения;

- концессионер в период действия концессионного соглашения (если иное не предусмотрено концессионным соглашением)

4. Возмещение вреда и выплата компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта незавершенного строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта осуществляет:

- застройщик;

- технический заказчик (если соответствующим договором предусмотрена обязанность технического заказчика возместить причиненный вред)

         5. Собственник, концессионер, застройщик, технический заказчик освобождаются от ответственности за возмещение вреда и выплату компенсации сверх возмещения вреда, если докажут, что разрушение, повреждение, нарушение возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

6. В случае, если собственник, концессионер, застройщик, технический заказчик застраховали свою гражданскую ответственность за возмещение вреда в результате разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания, сооружения, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения, то они возмещают вред в части, не покрытой страховым возмещением или компенсационными выплатами профессионального объединения страховщиков.

7. Собственник, концессионер, застройщик, технический заказчик, которые возместили вред и выплатили компенсацию сверх возмещения вреда имеют право обратного требования (регресса) в размере возмещения вреда и выплаты компенсации сверх возмещения вреда к:

1) лицу, выполнившему соответствующие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред;

2) саморегулируемой организации в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в случае, если лицо, выполнившее работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, на момент их выполнения имело свидетельство о допуске к таким работам, выданное этой саморегулируемой организацией (Национальному объединению саморегулируемых организаций соответствующего вида в случае исключения сведений об этой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда этой саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения);

3) организации, которая провела государственную экспертизу результатов инженерных изысканий или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если вред причинен в результате несоответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов и имеется положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий или положительное заключение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

4) организации, которая провела государственную экспертизу проектной документации или негосударственную экспертизу проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий и имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации или положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

5) Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, если вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства и (или) работ, выполненных в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, требованиям технических регламентов и (или) проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора

8. Лицо, выполнившее работы, вследствие недостатков которых причинен вред, саморегулируемая организация (Национальное объединение), организация, которая провела государственную или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, организация, которая провела государственную или негосударственную экспертизу проектной документации, Российская Федерация или субъект Российской Федерации несут солидарную ответственность перед собственником, концессионером, застройщиком, техническим заказчиком, которые возместили вред, выплатили компенсацию сверх возмещения вреда

9. Собственник, концессионер, которые возместили вред, выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения имеют право обратного требования (регресса) к лицу, выполнившему в период эксплуатации здания, сооружения на основании договора работы по содержанию и (или) обслуживанию здания, сооружения, вследствие недостатков которых причинен вред.

10. Если собственников здания, сооружения несколько и вред причинен в результате нарушения требований к обеспечению безопасности одним из собственников, другие собственники, которые возместили вред, выплатили компенсацию сверх возмещения вреда, имеют право обратного требования (регресса) к такому собственнику

11. В случае разрушения, повреждения многоквартирного дома, его части, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома, возмещается вред в соответствии с гражданским законодательством. Выплата компенсации сверх возмещения вреда не предусматривается

12. Если разрушение, повреждение многоквартирного дома, нарушение требований к обеспечению безопасной эксплуатации произошло вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, то солидарно с лицом, выполнившим работы, вследствие которых причинен вред, ответственность несут:

- саморегулируемая организация (Национальное объединение);

- организация, которая провела государственную или негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий;

- организация, которая провела государственную или негосударственную экспертизу проектной документации,

- Российская Федерация или субъект Российской Федерации

+7(812) 984-9776

ОООПМЭ

Предыдущие статьи
  • СРО реставраторов - СРОР
    Правовое и нормативное регулирование саморегулирования в области реставрационной деятельности: 1. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"; 2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих...
    СРО реставраторов - СРОР
  • По хозяйству
    Как сэкономить время по хозяйству при вступление в сро
    По хозяйству
  • Проектный допуск СРО
    Вступление в Проектное СРО, как вступить в Проектное СРО архитекторов и проектировщиков.Проектный допуск СРО, оплата после получения допуска СРО – вы ничем не рискуете
    Проектный допуск СРО